Иначе говорили раньше «богомолье». И есть чудесные слова русского философа, писателя и публициста Ивана Александровича Ильина.
«Богомолье! Вот чудесное слово для обозначения русского духа. Оно искони было на Руси началом просвещения и духовного очищения. Не только потому что древние православные монастыри были живыми очагами и праведности, и образованности, но и потому, что русский человек, уходя к святым местам через леса и степи, «уходил» ко святым местам своего личного духа, пробираясь через пустоту своей, религиозно еще не возделанной, души…
Богомолье! Оно выражает самое естество России – и пространственное, и духовное… Это ее способ быть, искать, обретать и совершенствоваться. Это ее путь к Богу. И в этом ее путь к святости».Главным для паломников является поклонение православной святыне, а не осматривание достопримечательностей в храме. Паломники принимают осмысленное участие в богослужениях, молятся у святых чудотворных икон и поклоняются святым мощам Божиих праведников. Паломничество – это проявление жизни религиозной, а экскурсия – проявление жизни культурной.
Каждый человек отправляется в паломничество с определенной целью. Для кого-то поездка – религиозный туризм, чтобы больше узнать о святых местах, для кого-то главное – поклониться святыням, а кто-то ждет от поездки чуда.
Паломническая поездка – это всегда праздник. Душа радуется, соприкасаясь со святынями, обретает мир и покой.
В паломнической поездке человека ожидают встречи с людьми-единомышленниками, так как группа на время паломнической поездки становится одной духовной семьей со своим духовным отцом – священником, который исповедует, проводит духовные беседы, совершает богослужения. В непринужденной обстановке паломники могут поговорить с батюшкой на волнующие темы. Причем, не важно – воцерковленный человек или не ходит в церковь, верующий или сомневающийся – в паломнической поездке он найдет ответы на тревожащие его вопросы, разрешит недоумения, узнает много нового, отдохнет не только телом, но и душой.